20180212_ArSt_C0v.jpg
x

Премьера    Armin Strom Pure Resonance + краткая история резонансных часов

13.02.2018   •  

20180212_ArSt_C0v.jpg

Только резонанс, и ничего больше – таков лозунг момента швейцарского часового бренда Armin Strom, новичка на ежегодном шоу высокого часового искусства в Женеве. «Площадь часовщиков» с её завсегдатаями (пусть всего с 2016 года) –H. Moser & Cie, HYT, Kari Voutilainen, Laurent Ferrier, MB&F и Urwerk, представителями специфического коллекционерского направления современного часового дела, видится наилучшим пристанищем для такой марки, как Armin Strom, которая специализируется на выпуске продукции именно такого типа. Для маленького бренда коллекционерской направленности нужнее всего выделиться на фоне других маленьких марок, нацеленных на ту же самую аудиторию, и Armin Strom неплохо удаётся это делать. В последние годы в коллекции марки наиболее активно развивается часы с механизмом фирменной резонансной конструкции, в которой реализовано механическое взаимодействие двух узлов баланса. 

20180212_ArSt_0.jpg
Часы Pure Resonance, сталь или розовое золото.

В отличие от предыдущих реализаций идеи механического резонанса, которую затрагивали лишь несколько часовщиков, в механизмах Armin Strom упор делается не на техническую сторону конструкции, но на внешнюю эффектность, что вполне согласуется с тенденциями, заложенными в начале 2000-х. Ощущая, что времена переменились, гендиректор компании Клод Гляйзлер инициировал процесс модификации резонансного механизма, чтобы сделать его попроще, дешевле (впрочем, ненамного), а сами часы – лаконичнее. Итак, главная новинка в коллекции этого года – часы Pure Resonance с двумя фирменными резонирующими балансами, единственной маленькой секундной стрелкой, без функции её сброса, как в моделях предыдущего поколения Mirrored Force Resonance. Фирменная резонансная пружина замысловатой формы по-прежнему на виду, однако, к сожалению, она плохо контрастирует на фоне покрытых родием и декорированных женевскими полосками мостов механизма. Непонятно, почему был выбран такой вариант исполнения – то, что важно, следует выделять. Объявленная стоимость стальной модели Pure Resonance – сорок девять тысяч франков (ориентировочно 3,5 миллиона рублей), на десять тысяч меньше, чем у Mirrored Force Resonance.

20180212_ArSt_1.jpg
Калибр ARF16 часов Pure Resonance (вид со стороны циферблата и с оборотной стороны). Ручной завод, две колёсные системы и два симметричных узла баланса, которые соединены плоской пружиной. Частота балансов 25200 пк/ч. Запас хода 48 часов.

Резонансные часы – настоящий раритет, именно на это рассчитывали в Armin Strom, затевая разработку. Резонансные часы обязаны своим происхождением наблюдательности замечательного голландского физика, геометра и астронома Христиана Гюйгенса, одной из величайших фигур в истории часового дела (его с той или иной степенью уверенности считают изобретателем маятниковых часов, конического маятника, спирали, также его перу принадлежит теоретическое обоснование применения этих изобретений в часовом деле). Он заметил, что два практически идентичных маятника, подвешенные на одно основание, в процессе колебаний начинают взаимодействовать вплоть до полной синхронизации. Это наблюдение поначалу не было реализовано в часах, по-видимому, из-за того что уровень часовой техники во времена Гюйгенса вряд ли позволил эффективно использовать это явление, тогдашние часы, даже наиболее совершенные, то есть с маятником или балансом и спиралью ещё не обладали достаточной точностью хода, чтобы получить от резонанса существенный выигрыш. К эффекту резонанса в часах впервые после Гюйгенса спустя примерно два века обратился французский часовой мастер Антид Жанвье, который изготовил три экземпляра резонансных маятниковых часов, первый – в 1780 году. Авраам-Луи Бреге также заинтересовался этим явлением и изготовил три экземпляра резонансных маятниковых часов, но пошёл дальше Антида Жанвье, распространив резонансный принцип на механизм карманных часов с двумя узлами баланса. Сегодня известно о существовании трёх экземпляров резонансных карманных часов Бреге, самые первые были изготовлены в 1814 году. После очередного периода забвения тему резонансных часов в качестве учебного проекта в 1930-е поднял швейцарский часовщик и преподаватель часовой школы Валле-де-Жу Альбер Пиге (всего с 1932 по 1934 год было изготовлено от шести до десяти экземпляров). В конце XX и начале XXI века резонансные часы производили швейцарский часовщик Филипп Дюфур (наручные часы Duality, 1996 год), а также работающий в Швейцарии французский часовщик Франсуа-Поль Журн (фирма F. P. Journe Invenit et Fecit, наручные часы Chronomètre à Résonance, 2000 год), несколько экземпляров маятниковых резонансных часов было изготовлено другими часовщиками. Швейцарский часовщик Беат Альдиманн подобно Бреге работал в двух жанрах: в его активе и резонансные маятниковые часы (H101 Resonance Double Regulator, 2000 год), и резонансные наручные часы (H2 Resonance Flying Tourbillon с двумя балансами в роторе турбийона; 2005 год). В наручных часах он реализовал очень интересную, и насколько можно судить, уникальную параметрическую резонансную схему с подстройкой рабочей длины спирали. В резонансных наручных часах Armin Strom впервые применяется конструкция со связанными посредством плоской пружины спиралями двух балансов. Дополнительную информацию о резонансных часах Armin Strom можно найти на официальном сайте бренда.