5367358
x

Nota Bene    Берт Манро и Бог Скорости

15.08.2017   •  

5367358

«53 года тому назад Берт [Манро] снял со счета в банке все свои сбережения и, как считает его брат, выбросил деньги на ветер – а точней, купил себе мотоцикл Indian Scout 1920-го года выпуска. На то, чтобы выжать из покупки максимум скорости, он потратил еще не один десяток лет. Он постоянно возит мотоцикл на Бонневиль, высохшее соляное озеро в США; там он поставил несколько международных рекордов по скорости, даже мировой. Россказни о том, как нестандартно он подошел к тюнингу, больше напоминают плоды чьего-то богатого воображения. Про него говорят, что он отливал поршни в песке, делал гильзы цилиндра из железных капиллярных труб, а шатуны – из старых авиационных пропеллеров и гусеничных осей. И таким историям нет конца».

Именно с этих слов начинается короткий документальный фильм, который в 1971-м снял и озвучил Роджер Дональдсон. Роджер целых два с половиной года снимал Манро на пленку и за это время успел свести с лихим наездником близкое знакомство. Более того, это Берт произвел на него настолько сильное впечатление, что документальной короткометражкой под названием «Берт Манро: Подношения БогуСкорости» дело не ограничилось. Примерно 34 года спустя, в 2005-м, Роджер выпустил на экраны еще один фильм про Берта – «Самый быстрый “Индиан”».  Роль Манро в этом фильме сыграл неподражаемый сэр Энтони Хопкинс. 

Берт Манро, урожденный Герберт Джеймс «Берт» Манро, появился на свет на рубеже XIX века, в 1899 году, в Инверкаргилле, Новая Зеландия. Родился он в семье фермеров, но по стопам родителей идти не собирался – скоростью Берт был одержим еще с детства, и фермерский уклад ему быстро наскучил. Когда разразилась Первая мировая, Берт мечтал сбежать от фермерской жизни на фронт, но ему в то время было всего 15 лет, и в армию его бы не взяли.

После войны семья Манро была вынуждена продать ферму, и Берт наконец смог улизнуть и попробовать себя в чем-то другом. В конце концов у него получилось стать профессиональным гонщиком, но его карьера в трековых мотогонках оборвалась с началом Великой депрессии. По счастью, вскоре Берт смог вернуться в мир мотогонок в новом качестве, как продавец стальных коней и механик. Благодаря новообретённой профессии свободного времени у него теперь было побольше, и часы досуга он посвящал – угадайте, чему? – мотогонкам.

Как уже было сказано Роджером Дональдсоном, Манро гонял на «Индиан Скауте» 1920-го года выпуска. Модель была ранняя, и больше 89 км/ч из нее выжать не получалось. Разумеется, Берта такой результат не устраивал, и в 1926-м году он начал модифицировать свой мотоцикл – причем самостоятельно. 

меры
Берт Манро на мотоцикле Indian Scout (примерно 1928-й год выпуска).

В этом начинании Берт преуспел, причем настолько, что для новозеландских трасс мотоцикл вскоре стал слишком уж скоростным. Тогда-то Берт и обратил внимание на Бонневиль, засохшее соляное озеро в северо-западной части штата Юта, США. Любители скорости съежаются туда со всего света в надежде поставить новый рекорд на бесконечных километрах соляной пустоши.  

В период с конца 50-х по начало 70-х Берт возил свой модифицированный «Скаут» на Бонневиль 10 раз. Ездил он туда под конец августа, на так называемую Скоростную неделю. Во время девяти таких поездок он пытался поставить официальный рекорд. Успехом попытки Берта увенчались трижды: скорость 288 км/ч в классе 883 см3 (объем двигателя) в 1962-м, скорость 270,476 км/ч в классе 1 000 см3 (1966-й) и на скорость 295,453 км/ч, в том же классе (1967-й). Имейте в виду, что он проделал он это все верхом на все том же «Скауте» 1920-го года, который изменил до неузнаваемости. Изначально на этой модели был установлен двигатель объемом в 600 см3, но к 1967-му Берт увеличил его до 950 см3. Манро в то время было 68 лет. Легенды гласят, что на квалификационном заезде перед рекордом 1967-ого он выжал из мотоцикла 305,89 км/ч. 

]ыа]
уцныр
asfg
Копия мотоцикла Берта Монро, использованная в фильме «Самый Быстрый “Индиан”».
zfgb
Копия мотоцикла Indian Scout, на котором Берт поставил мировой рекорд, выставлена в национальном музее Те-Папа-Тонгарева. Копия воспроизводит модификацию 1962-го года, с тремя хвостовыми стабилизаторами, DO'Neil, Wikicommons.