Montblanc-3.jpg
x

Репортаж    Большое путешествие в Montblanc

11.12.2017   •  

Montblanc-3.jpg

Рабочий день в рамках осеннего путешествия в Швейцарию по приглашению марки начался на вилле, построенной в Ле-Локле для цюрихского полиграфиста Шарля Курвуазье ровно 110 лет тому назад – всего лишь годом позже основания марки Montblanc, которая сейчас владеет этим зданием. Продолжился в дизайнерско-конструкторском департаменте марки, расположенном в двух шагах от виллы Курвуазье, и завершился в 26 километрах на восток по долине Иммерталь, в Вильре, где располагается ныне входящее в структуру Montblanc здание фабрики «Минерва», первая очередь которого была возведена очень давно, в 1875 году. Вилла Курвуазье была приобретена «Монбланом» в 1997 году, то есть ровно в тот год, когда компанией было учреждено часовое подразделение. Ле-Локль – превосходный выбор для такого поворота событий, поскольку этот небольшой город, расположенный в горной местности неподалёку от границы с Францией, знаменит в часовом сообществе теми старинными и современными мануфактурами, которые в нём были основаны, а некоторые из них продолжают действовать. Часовая мануфактура «Монблан» – среди новичков в этой большой маленькой столице часовой индустрии Швейцарии. Например, адрес виллы Курвуазье – ул. Турель, 10, означает, что мануфактура расположена всего в нескольких шагах от штаб-квартиры Tissot, а остальные часовые достопримечательности Ле-Локля можно при желании обойти примерно за час. На противоположной стороне долины по дороге в Ла-Шо-де-Фон находится замечательный локльский часовой музей, который обязательно надо посетить. Часовую фабрику «Минерва» компания «Монблан» купила в 2006 году, так что в первые десять лет существования часового подразделения всё производство было сосредоточено в Ле-Локле, для чего старинную эстетскую виллу, декорированную рельефными обоями из тиснёного картона, выкрашенного в цвет красного дерева, перестроили, значительно расширив цокольный этаж. 

 

Montblanc-2.jpg
Присоединение стрелок к сложным часам требует максимальной концентрации внимания. Впрочем, как и все другие операции по сборке высококлассных механических часов.

Собственно, именно там сейчас располагается основное сборочное производство часового подразделения «Монблан». Сборка механизмов сейчас там не производится, впрочем, ранее был период, когда компания «Монблан» начала развивать собственное мануфактурное направление, реализованное в часах коллекции Nicolas Rieussec, тогда в мастерских виллы Курвуазье собирали мануфактурные Калибры MBR-100, MBR-110 и MBR-200. Сейчас производство всей сложной «механики» переведено в Вильре. 

IMG_7542.jpg
Сборка календарного устройства.

В штаб квартире также находится расширенный департамент контроля качества. В него входят два подразделения, первое – это мастерская по контролю выпускаемой продукции – это то самый 500-часовой тест, введённый по инициативе Жерома Ламбера сразу же после того, как он возглавил бренд. Второе – лаборатория испытаний новых моделей. Часы, поступающие в мастерскую по контролю качества, сначала попадают в тест с быстрым вращением, которые предназначен для оперативного определения проблемных экземпляров, у которым, могут, например, быть недостаточно крепко посажены стрелки, неплотно привинчены винты, внутри корпуса имеются пылинки. Тест длится от 2 до 4 часов. Затем исправные экземпляры направляются в 80-часовой тест точности хода, часы устанавливают в специальные вращающиеся устройства, измеряющие сиюминутную точность хода и амплитуду баланса в различных положениях корпуса. Экземпляры, провалившие экзамен на точность хода, отправляют на повторную настройку механизма. Остальные часы помещают на две недели в короба, вращающиеся в том темпе, какой свойственен часам на руке владельца – то есть иногда вращение ускоряется, иногда замедляется, а по ночам и вовсе останавливается. Заодно проверяется эффективность системы автоматического завода, разумеется, у автоматических моделей. 

Montblanc-6.jpg
Часы в двухнедельном тесте.

В следующем функциональном тесте проверяется переключение даты, иных календарных указателе (при наличии), действие хронографа и срабатывание механизма при нажатии кнопок – для этого предназначен специальный аппарат, а также действие ручного завода. Тест на водостойкость проводится в соответствии с тем уровнем, который требуется для конкретных часов, максимальный уровень для часов «Монблан» – 100 метров, стандартный – 30 м (пока что «Монблан» не производит дайверские модели, полагаю, они должны вскоре появиться в коллекции бренда). Тест на водостойкость проводится по стандартному сценарию с нагревом корпуса и каплей холодной воды. В программу также включены испытания перепадом температуры – в специальной установке в течение всего периода запаса хода часы подвергают действию температур, изменяющихся от 5 до 55 градусов по Цельсию. Окончательную проверку часов проводит контролёр, защищающий корпус пластиковой плёнкой и присоединяющий к часам ремешок или браслет. 

 

Montblanc-5.jpg
Неизменно увлекательный тест на водостойкость.

Так завершается цикл производства часов в «Монблане», начинается же он в подразделении по разработке новинок, в него также входит собственное дизайнерское бюро. Сейчас конструирование и дизайнерская работа проводятся в едином бюро, тогда как раньше на фабрике «Минерва» была собственная дизайнерская группа. При посещении дизайнерского бюро у меня создалось впечатление, что там рассматриваются чуть ли не все возможные вариации на заданную тему. На каждую модель в разработке приходится от нескольких десятков до двух сотен вариантов дизайна, отделки, вся эта масса вариантов попадает на стол специального комитета по новым моделям группы «Ришмон», которые принимает решение о том, какое именно исполнение пойдёт в серию. И какой выдержкой следует обладать представителям этого комитета, чтобы не проболтаться в общении, например, с прессой – в конце этого года идёт утверждение новинок уже на 2020 год. 

Montblanc-7.jpg
В подразделении по разработке новинок мануфактуры «Монблан» в Ле-Локле.
Montblanc-8.jpg
Проект и результат: часы Heritage Chronométrie ExoTourbillon Minute Chronograph.

Нужно, разумеется, понимать, что нередко возникает необходимость срочного выпуска вдруг актуальных моделей, как, например, невероятно популярных в этом году часов с синими циферблатами… Работа идёт не только в компьютерных программах, в многих стадиях разработки производятся прототипы, металлические либо пластиковые, напечатанные на 3D-принтере – с тем, чтобы проверить часы на руке. 

IMG_7517.jpg
Напечатанный на 3D-принтере пластиковый прототип хронографического механизма.

Когда команда разработчиков на основе выбранных вариантов исполнения формулирует производственное задание, многие компоненты поступают на проверку в лабораторию испытаний новых моделей. Это крайне интересное место работы, полагаю, просто мечта для тех мальчишек, которым всегда нужно разобраться в том, как устроена изнутри понравившаяся игрушка. И насколько она прочна. Действительно, испытания на прочность, своего рода краш-тест – конёк этой лаборатории. Здесь происходит проверка самых разноплановых компонентов, как производимых подразделениями «Монблана», так и приходящие от поставщиков. Тяжелее всего приходится полностью собранным прототипам (без ремешка, это особая тема): их подвергают испытанию на ударостойкость. Первый этап с вибрацией и ускорениями до 25g проходят все часы. Падение с высоты на деревянную поверхность подразделяют по жёсткости для часов различных типов. Классическим часам костюмного жанра, в том числе сложной «механике» дают почувствовать, что такое 100–200g. Часы каждодневного ношения подвергают ударной нагрузке в 450–500g, что примерно соответствует ситуации удара рукой с часами на ней по столу. Спортивные часы должны справляться с нагрузкой до 1000g. Эта проверка не проводится по сценарию «выживет или не выживет», в установку встроена скоростная видеокамера, которая покажет, что происходит при ударе: насколько отклоняются и возвращаются ли назад стрелки, не отсоединяется ли циферблат, насколько сильно вибрирует ротор системы автоматического завода. После этого часы открывают для проверки того, не сломались ли его детали. Проверке подвергаются и другие компоненты. Кожаным ремешкам, например, дают 3000 циклов с изгибом и растяжением, ситуацию усугубляет суппорт, пропитанный солевым раствором, имитирующим пот. Ремешок, прикреплённый к корпусу, должен противостоять растяжению в 50Н (Ньютонов), но вдесятеро большее усилие должно сломать крепление по простой причине: в критической ситуации человек должен потерять часы, но не руку. Такой тест также включен в программу испытаний. Кстати, именно с этой целью на пружинных бареттах крепления ремешка делается специальная проточка. Аналогичные испытания проходят браслеты и застёжки.  На сладкое нам продемонстрировали аппарат проверки циферблатов на устойчивость к воздействию ультрафиолетового излучения. Циферблат остаётся в специальном устройстве на 72 часа, что соответствует двум годам экспозиции солнечным светом, – цвет циферблата должен измениться не более, чем на заранее заданную величину, например, выцвести не более чем на десять процентов. Глядя на эту установку, я почему-то сразу подумал, что где-то стоят такие же, куда загружены циферблаты перспективных к продаже винтажных «ролексов», экземпляры которых с выцветшими – так называемыми «тропическими» – циферблатами в последнее время в цене. В цене также сохранившиеся до настоящего времени старинные экземпляры, некогда выпускавшиеся фабрикой «Минерва» в Вильре – об этом мне подумалось уже в её стенах. Здесь сохраняется стиль и дух традиционной часовой мануфактуры, единственное серьёзное изменение после того как мне довелось здесь побывать в 2009 году – располагавшаяся здесь ранее дизайнерская студия расформирована, её функции переданы в дизайн-бюро в Ле-Локле. Да ещё Деметрио Кабидду, прежде – в 2009 году – главный часовщик фабрики, ушёл в отставку. 

Montblanc-1.jpg
Мануфактура в Вильре.
IMG_7597.jpg
Здесь всё дышит традициями и устоями: в штамповочном цеху мануфактуры в Вильре.

В старинном здании фабрики производство по-прежнему организовано «как в старые добрые времена», начиная от операций штамповки заготовок, из которых шаг за шагом преимущественно с использованием традиционных методов и приспособлений получаются детали механизмов от платины и мостов до самых мелких компонентов, такие как спираль, баланс и детали анкерного хода. Современные технологии представлены здесь фрезерными станками с компьютерным управлением и электроэрозионным станком тоже с компьютерным управлением, а остальное делается, как диктуют правила высокого часового искусства, то есть вручную. Именно в высококвалифицированной ручной работе кроется секрет обаяния производимых здесь механизмов. Множество деталей незаметны непосвящённому взгляду, например, вручную обточенный с аккуратно нанесёнными фасками анкер ещё надо постараться, чтобы разглядеть внутри механизма, а тем более оценить высокий уровень его отделки. Но под прицелом десятикратного микроскопа всё невыявленное ранее становится очевидным, и смотреть после этого роскошества на вышедший из-под пресс-штампа необработанный анкер (хуже того – на анкер, произведённый методом электроформинга или из кремния, к которым вообще человеческие руки не прикасаются) просто не хочется. Потому что нет никакого удовольствия. 

IMG_7608.jpg
Приспособление для отделки анкеров.
montblanc-manuf2.jpg
Декорирование платины фактурной шлифовкой стиля «жемчужная».

В Вильре некоторые детали часовых механизмов доведены до уровня произведения искусства. Есть две такие образцово-показательные детали. Во-первых, это рычаг хронографа с фирменным треугольным стреловидным наконечником. Стилизованное изображение стрела долгое время было эмблемой фабрики «Минерва», именно поэтому треугольные наконечники в «Минерве» стали ставить на рычаги хронографов. В отделке этой детали используются наиболее изысканные техники продольная тонка шлифовка плоских поверхностей, зеркальная полировка фасок и тщательная ручная полировка внутренних углов, коих в одном только фирменной наконечнике два. Вторая такая деталь – признак современного этапа развития фабрики, это очень сложный в исполнении петлевидный верхний мост турбийона. Отделка такой детали занимает бездну времени наиболее квалифицированных специалистов, но результат того стоит – подобного рода мостов нет ни у одной другой часовой марки. 

montblanc-manuf.jpg
Окончательная отделка рычага хронографа.
IMG_7627.jpg
Детали для сборки хронографического механизма.

Экскурсия на фабрику в Вильре завершилась посещением секретной мастерской по производству спиралей. «Монблан» – одна из немногих часовых марок, способная производить эту важнейшую деталь часового механизма. Секрета в самом факте наличия такого производства нет, технология в общих чертах известна всем, однако, компания старается сохранить в тайне ноу-хау, определённую технологическую информацию, которая стоит денег как минимум потому что для воспроизведения технологии без этой информации потребуются многочисленные пробы и неудачи; дарить такого рода информацию никто не станет. Поэтому в мастерской запрещено фотографировать (в пресс-службе «Монблана» смогли найти подходящий для режима секретности ракурс для официально предоставляемой фотографии). Собственное производство спиралей позволяет производить занятные вещицы, на возможное воспроизведение которых другим маркам придётся изрядно потратится. Например, «Монблан» с 2011 года выпускает турбийоны Tourbillon Bi-Cylindrique, оснащённые двойной цилиндрической спиралью. 

IMG_7614.jpg
Подборка и настройка спирали.
montblanc-manuf3.jpg
Древние фабричные гроссбухи «Минервы».

В заключение хотелось бы отметить появившуюся на «Минерве» небольшую историческую экспозицию со старинными часами фабрики, дополнившую выставленные прежде исторические архивы и оставшиеся запасы некоторых старинных компонентов, таких как эмалевые циферблаты и детали механизмов. В исторической экспозиции представлены часы, отмечающие важные этапы развития фабрики – карманные хронографы, секундомеры различных жанров, знаменитые наручные часы Pythagore и их Калибр 48 с мостами, сформированными по правилу золотого сечения… Разумеется, эта экспозиция пока что представляется первым шагом по созданию солидной музейной коллекции, которую марка «Минерва», безусловно, заслуживает. Поэтому хочется надеяться, что эта весьма интересная тема не будет оставлена руководством компании без внимания и поддержки. Дополнительную информацию о часах Montblanc можно найти на сайте компании.