2018_04_24_Casio000a.jpg
x

Досконально    Casio G-Shock – часы в стиле и ритме стрит-арта

25.04.2018   •  

2018_04_24_Casio000a.jpg

Тема взаимоотношений современного искусства и часового дела весьма интересна, как минимум, с той точки зрения (её я стараюсь при первой же возможности пропагандировать), что часы сами по себе можно представить своеобразным микро-музеем современного искусства на руке. Предложение в этом сегменте не назовёшь исчерпывающим, но всё же оно весьма разнообразно: интересную альтернативу декоративным, раритетным и запредельно дорогостоящим «патекам», «вашеронам», «эрмесам», «жирар-перрего» и «бове» составляют часы брендов, которые экспериментируют в пока ещё одном из наиболее демократичных направлений современного искусства –в искусстве городском (англ. urban art), которое также называют уличным (англ. street art), а по происхождению граффити… Всевозможные нюансы и различия этих направлений, крайне существенные для искусствоведческого контекста, не так уж важны для той темы, которую мне хотелось бы здесь затронуть, поэтому оставим их специалистам. Какое-то время городское искусство развивалось как некоммерческое, более того, его всерьёз рассматривали как маргинальное, скандальное и даже вандалистское – в такой оценке была доля правды. Однако примерно десять–пятнадцать лет назад на него обратили внимание художественные галереи и ведущие игроки аукционного рынка, а вместе с ними и бренды, в том числе часовые. 

2018_04_24_Casio000c.jpg
Эрик Хейз – мастер граффити, художник-график, дизайнер, друг бренда Casio, автор эмблем к 25-, 30- и 35-летию G-Shock.

Вовсю идёт процесс трансформации хулиганистого стрит-арта в добропорядочное досточтимое городское искусство. Полотна, принты и арт-объекты Кита Харинга, Бэнкси, Барри Мак-Ги, Брайана Доннелли (псевдоним Kaws), Фрэнка Шепарда (Obey) вошли в оборот нынешнего художественного рынка, некоторые образцы оцениваются в десятки и сотни тысяч долларов, а работы Жан-Мишеля Баския, наиболее прославленного представителя течения, вообще уходят за миллионы и десятки миллионов. Рекорд в прошлом году в Нью-Йорке на «Сотбиз» поставила безымянная композиция Жан-Мишеля Баския 1982 года, которая была продана за рекордные сто десять миллионов долларов, что было воспринято как сенсация, поскольку аукционный Баския превзошёл аукционного Энди Уорхолла, некогда его опекавшего, а заодно и всех остальных живописцев Нового Света. Уже никого не удивляет сотрудничество бывших хулиганов и вандалов с властями мегаполисов в создании новых урбанистических образов, и тоже Москвы, где вполне банальное и беспомощное как художественное произведение изображение Майи Плисецкой был сотворено бразильцем Эдуардо Кобра при содействии и горячем одобрении Департамента культуры. Похоже, первой среди всех часовых марок на восхождение городского искусства отреагировала фирма Swatch, которая выпускает часы, созданные в результате совместной работы с деятелями стрит-арта, уже более тридцати лет, а именно с 1986 года, когда в коллекции бренда появились первые часы с рисунками Кита Харинга. Следует отметить, что японцы чрезвычайно восприимчивы к веяниям моды, в том числе художественной (кстати, рекордного Баския приобрёл японец Юсаку Маесава, коллекционер живописи и основатель модного онлайн-магазина Zozotown), поэтому вряд ли приходится удивляться тому, что японский часовой бренд Casio присоединился к движению стрит-арта в его часовой редакции. Всё началось в 1999 году, когда к сотрудничеству был приглашён американец Эрик Хейз (Eric Haze), один из видных представителей стрит-арта, мастер граффити, художник-график, дизайнер, рисовальщик эмблем и логотипов. Эрик Хейз в своём интервью daily.afisha.ru вспоминает: «Первый проект был довольно консервативным – просто логотип и немного графики. А во втором мне предоставили больше свободы». 

2018_04_24_Casio001.jpg
Эрик Хейз и его первый G-Shock: модель DW-6900M-8T (1999).

Первый проект – это знаменитые неубиваемые часы G-Shock, модель DW-6900M-8T в серебристо-сером пластиковом корпусе. Для этих часов Эрик Хейз придумал свой вариант эмблемы «джи-шоков», изображённой в рельефе на задней крышке корпуса часов. «Джи-шоки» были выбраны «Касио» в качестве полигона для совместных проектов неслучайно. Замечу, кстати, что сейчас в этом контексте в публикациях всё чаще и чаще используется прямое заимствование из английского «коллаборация», или же его сокращённый вариант «коллаб», это также прямая калька с английского collab. По-видимому, пример в своё время был подан учёными-физиками, которые называют «коллаборациями» группы исследователей, работающих по получению и интерпретации данных экспериментов на определённой регистрирующей аппаратуре. В 1990-е маркетологи «Касио» обнаружили, что «джи-шоки», задуманные как прочные наручные часы для людей прагматического склада, пользуются всё большей популярностью у молодёжи, поклонников городского стиля, развитие которого было в немалой степенью инициировано стрит-артом. Очевидно, поэтому было принято решение пуститься во все тяжкие именно с часами коллекции G-Shock. С той поры появилось множество спецмоделей, созданных в сотрудничестве с художниками, дизайнерами, дизайнерскими и модными брендами и даже особо выдающимися представителями розничного бизнеса. Консервативный старт с Эриком Хейзом вылился в сотрудничество, которое продолжается уже почти двадцать лет. 

2018_04_24_Casio002.jpg
«Джи-шок» Эрика Хейза 2006 года: модель G-304EH-7JR.

«Касио» повезло: Эрик Хейз оказался хорошим графиком, чувствующим линию, объём, фактуру и шрифт. Поэтому в 2008 году, когда бренд отмечал двадцатипятилетний юбилей коллекции G-Shock, Эрику Хейзу поручили выполнить дизайн не только спецмодели, выпущенной по поводу, но также эмблему юбилейной коллекции. Тот изобразил её в традиционной американской графической манере, а заодно – как будто перед ним вдруг оказались бетонные стены Нью-Йорка – разукрасил картонку и фирменную жестянку, в которой обычно продаются «джи-шоки». 

2018_04_24_Casio003.jpg
Юбилейный «джи-шок» DW-5600EH-7DR к 25-летию коллекции. Дизайн Эрика Хейза (2008).

Это впечатление возникает не на пустом месте. В интервью daily.afisha.ru Эрик Хейз признаётся, что в 1990-е годы, когда в дизайн пришли компьютеры, он принял решение вообще не использовать их в своей художественной и дизайнерской работе: «Окей, сейчас у всех одинаковые компьютеры с одинаковыми программами. Но руки у всех разные. И я снова начал рисовать кистью». 

2018_04_24_Casio004.jpg
Eric Haze x Casio G-Shock GA-110EH-8A: спецмодель к 30-летию коллекции. Дизайн Эрика Хейза (2013).

В качестве исходной для спецмодели, выпущенной к 25-летию G-Shock, была выбрана модель DW-5600, производимый «Касио» с 1987 года модернизированный вариант оригинального «джи-шока» DW-5000 1983 года. Юбилейный «джи-шок» был выполнен в белом пластике, декор – в чёрном и красном тонах. В 2013 году при подготовке к 30-летию коллекции в качестве исходного образца новых часов Эрика Хейза был выбран, пожалуй, наиболее впечатляющий «джи-шок» GA-110 образца 2010 года с комбинированной стрелочной и цифровой индикацией и крупным 51-миллиметровым белым пластиковым корпусом. Эрик Хейз нарисовал эмблему юбилейной коллекции, а декор белой спецмодели снова выполнил в чёрном и красном тонах. Заднюю крышку часов уже по традиции украшала выполненная в рельефе юбилейная эмблема. 

2018_04_24_Casio005.jpg
Eric Haze x Casio G-Shock GA-700EH-1A, часы к 35-летию G-Shock. Дизайн Эрика Хейза (2017).

В этом году «Касио» отмечает очередную круглую дату коллекции G-Shock – её 35-летие. Торжественные мероприятия стартовали заранее – в конце сентября прошлого года, к этой дате уже были готовы фирменный стиль юбилейной коллекции и дизайн новой памятной модели GA-700EH-1A, снова выпущенной в сотрудничестве с Эриком Хейзом. На сей раз дизайнер решил работать в монохромной гамме, что согласуется с написанной им к тому моменту серией графических работ, а также особой манерой работы кистью, которую художник совершенствовал, по его собственному признанию, в течение последних пяти лет. 

Эмблема, нарисованная Эриком Хейзом, также используется в оформлении выпущенных к 35-летию G-Shock других памятных часов коллекции, например, в трёх моделях серии G-Shock Gold Tornado 35th Anniversary. Все три выполнены в импозантной цветовой гамме, в которой сочетаются чёрный цвет пластика корпуса и ремешка, золотой тон деталей внешнего оформления и красный цвет подкладки ремешка. Также бренд объявил о выпуске четырёх юбилейных моделей серии Big Bang Black в полностью чёрном исполнении, дополненных также монохромным – на сей раз красным – релизом из четырёх моделей Red-Out. Выпуск юбилейных моделей в конце 2017 года оказался как нельзя кстати: первого сентября компания объявила об изготовлении стомиллионных часов G-Shock. 

2018_04_24_Casio006.jpg
Часы серии G-Shock Gold Tornado 35th Anniversary (2017).
2018_04_24_Casio007.jpg
Выполненная Эриком Хейзом эмблема юбилейной коллекции к 35-летию G-Shock украшает заднюю крышку корпуса часов серии G-Shock Gold Tornado 35th Anniversary (2017).

Работа «Касио» в жанре стрит-арта не ограничивается сотрудничеством только с Эриком Хейзом. В 2000 году была достигнута договорённость о совместной работе с нью-йоркским уличным художником Футурой (Леонард МакГурр, до 2000 года называл себя Футура-2000). Первый «джи-шок» его дизайна, по-видимому, появился лишь в 2008 году, это был плод широкого сотрудничества Casio с Футурой и японской компанией MediCom Toy Incorporated, прославившейся выпуском коллекционных игрушек и, прежде всего, трансформируемых мишек Bearbrick (или Be@rbrick). 

2018_04_24_Casio008.jpg
Futura x Medicom x Casio G-Shock Bearbrick Set, 2008 год, дизайн Футуры и MediCom Toy Incorporated.

Часы Futura x Medicom x Casio G-Shock Bearbrick, выполненные в стиле «техно», мало сочетались с пристрастиями самого Футуры, испытывавшего интерес к абстракционистскому стилю и творчеству Василия Кандинского, так что это были в большей степени часы «Бербрик», нежели часы «Футура». Далее, в 2009 году, Футура представил свой собственный вариант классической модели DW-5600: Futura Laboratories x G-Shock DW-5600, которая с лицевой стороны отличалась от классической модели только шрифтом, которым были выполнены информационные надписи; заметим, что это не был шрифт Футура, разработанный в середине 1920-х немецким дизайнером Паулем Реннером, ирония ситуации состоит в том, что в выборе своего псевдонима Футура руководствовался симпатией именно к этому шрифту. Стальную заднюю крышку DW-5600 декорирована рельефным изображением «Поинтмена» (Pointman) – робота с удлинённой заострённой головой, персонажа, придуманного Футурой в 1998 году для обложки альбома группы Unkle. 

2018_04_24_Casio009.jpg
Futura Laboratories x Casio G-Shock DW-5600 2009 года.

В 2016 году компания Casio дала возможность Футуре значительно большую свободу для самовыражения, и он блистательно воспользовался предоставленным ему шансом. На мой вкус, Futura x G-Shock GD-X6900FTR-1E Atomic Pattern – в настоящий момент лучший образец коллекции G-Shock, выполненный в жанре стрит-арта. Представляется, что в соответствии с замыслом автора выполнены все компоненты часов, включая картонную коробку и фирменную жестянку коллекции G-Shock. Фирменной абстракционистской «атомной» структурой – как будто только что разрисовано Футурой – декорированы корпус и ремешок, благодаря контрастности мотива часы очень заметны и потрясающе смотрятся на руке. 

2018_04_24_Casio010.jpg
Futura x Casio G-Shock GD-X6900FTR-1E Atomic Pattern, 2016 год, дизайн Футуры.

Тем временем, примерно год назад, в арсенале Casio появился ещё один представитель стрит-арта – художник, дизайнер и предприниматель Джош Франклин, более известный по псевдониму Стэш (Stash), а также созданный при его участии специальный «джи-шок» Stash x Casio G-Shock GA-100ST-2A. Чёрный корпус часов с выполненным матовыми и глянцевыми участками поверхности фирменным мотивом Стэша, который он не раз использовал в совместных проектах, в том числе с его другом Футурой, дополнительно декорирован синими брызгами спрея. Часы предлагаются в необычной упаковке: для них изготовлен специальный футляр в виде баллончика с краской, разумеется, на этом баллончике, как и на задней крышке корпуса часов имеется выполненная в манере граффити подпись Стэша, фактически, его логотип. 

2018_04_24_Casio011.jpg
Stash x Casio G-Shock GA-100ST-2A, 2017 год, дизайн Стэша.

Часы, декорированные будто бы брызгами спрей-краски, сами по себе, без привязки к какому-либо конкретному деятелю стрит-арта, очевидно, показались компании «Касио» интересной идеей, поэтому в прошлом году в младшей (женской) коллекции «джи-шоков» Baby-G появились две модели Baby-G BA-120 Splatter Pattern, белая и чёрная. 

2018_04_24_Casio012.jpg
Baby-G BA-120 Splatter Pattern (2017) – чистой воды часовой стрит-арт в фирменном исполнении Casio, никаких совместных проектов, никаких прославленных фигур стрит-арта.

Пока непонятно, получит ли эти идея развитие, появятся ли в таком же исполнении мужские «джи-шоки». Полагаю, это было бы интересно, но лишь в качестве редкого исключения, спорадического дополнения к часам – совместным проектам с известными художниками и деятелями городского искусства. Профессиональную работу следует доверять профессионалам. И ещё одно замечание напоследок: к сожалению, многие показанные здесь спецмодели «джи-шоков» обозначаются как лимитированные (Limited Edition), однако, «Касио» не публикует информации о том, как именно и какими тиражами лимитируется производство. Как минимум, такой информации нет на официальном сайте gshock.com, на котором можно найти подробные сведения о часах текущей коллекции, включая официальные цены. Информация о тиражах была бы весьма востребована коллекционерами, которые, я уверен, очень даже могут заинтересоваться «джи-шоками», выпускающимися в совместных проектах с художниками. И не только. Перед потенциальным коллекционером раскрываются действительно увлекательные перспективы, если он попробует рассмотреть значительно более широкий класс «совместных» моделей, производившихся в сотрудничестве со сторонними дизайнерами, брендами, розничными партнёрами – здесь появилось очень много интересных моделей. Многие из таких релизов малодоступны (хорошо, есть «амазон» и «ибей» – разумеется, пока их не заблокировал Роскомнадзор), о некоторых вообще очень трудно добыть хоть сколько-нибудь надёжную информацию. Поверьте, найти сведения о некоторых из тех «джи-шоков», о которых здесь рассказывается, было непросто. Дополнительную информацию о часах Casio G-Shock можно попробовать отыскать на множестве онлайн-ресурсов, например, вот на этом официальном сайте европейского подразделения японского бренда.