2018_10_00c.jpg
x

Мастера и мастерство    Часовщики-подпольщики выходят на поверхность

22.10.2018   •  

2018_10_00c.jpg

Давно уже подмечено, что творчество так называемых независимых часовщиков стало одной из основных приманок, привлекающих интерес как публики, так и специалистов, на традиционных часовых выставках. «Площадь часовщиков» на Женевском салоне SIHH, стенд Академии независимых часовщиков AHCI и «Ателье» на Базельской выставке BaselWorld… Зарубежный опыт, инициатива и личное финансовое участие Константина Чайкина, известного российского часовщика и нынешнего президента AHCI, способствовали тому, что Вячеслав Медведев, организатор московской часовой выставки Moscow Watch Expo 2018, решил опробовать зарекомендовавший себя формат на российской почве. Герман Полосин, один из участников шоу, придумал для него специальное, и, по-видимому, предназначенное для отображения обстановки на местном часовом рынке название «Часовой андеграунд», что с очевидностью следует воспринимать как изложенное в красивом под заграницу пересказе определения «часовое подполье». Можно сказать, своеобразная альтернатива женевским мастерам-кабинотье, облюбовавшим в своё время мансарды. На мой взгляд, первое в истории российского часового дела явление часовщиков-подпольщиков народу выглядело впечатляюще убедительным, словом, первый блин не комом. К сожалению, сам Константин Чайкин не смог лично принять участие в трёхдневной экспозиции, состоявшейся в Москве с 16 по 18 октября. Тем не менее, сотрудники его мануфактуры Konstantin Chaykin в отсутствие главы и основателя достойно представляли продукцию предприятия – от кварцевых «путников» с индикацией времени во всех 11 часовых поясах нашей страны до разнообразных вариантов фирменного чайкинского «Джокера». 

2018_10_GPol.jpg
Герман Полосин и его часы Kopf.

Независимые часовщики или часовщики-подпольщики (если продолжать пользоваться определением Полосина) выступили блестяще, у каждого был припасён сюрприз для посетителей Moscow Watch Expo 2018. Герман Полосин, известный знаток и коллекционер старинных часовых механизмов (коих в его витрине на Moscow Watch Expo 2018 имелось немало, были и раритеты, заслуживающие того, чтобы их рассмотреть в подробностях), представил свой новый проект – импозантные часы черепной фигуры Kopf. В часах Kopf в качестве базового использован автоматический механизм Eta 2892-A2, на него поставлен модуль двухдисковой индикации времени (глаза черепа: часы слева, минуты справа). Расположенная внизу заводная головка дополняется выступами корпуса, вместе они образуют черепную челюсть, похоже, ради неё всё и затевалось. Всего планируется выпустить две сотни экземпляров – сто стальных и сто бронзовых. К выставке Герман Полосин подготовил бронзовый прототип часов Kopf. 

2018_10_SVol.jpg
Сергей Волков и его часы «Углич Автомат».

Сергей Волков, основатель и глава ателье Сolibrica design из Углича, который в последние несколько лет концентрировался на производстве придуманных им однострелочных часов «Индикатор», привёз на выставку свой новый проект – автоматические часы «Углич Автомат», выполненные на основе автоматического Калибра «Ракета» 2615. В работе ателье Сергея Волкова наметилась весьма приятная тенденция – часы производятся на очень высоком уровне, как в том, что касается продуманности дизайна, так и в исполнении различных элементов внешнего декора. К исполнению новых «Углич Автомат» просто нет претензий, часы выглядят так, какими должны были быть (если бы существовали) идеальные советские наручные часы. В особенности продукции советского периода следует противопоставить «мелкие» детали: тщательно отделанный тонкой продольной шлифовкой и полировкой титановый 39-миллиметровый корпус, металлическую накладную эмблему в виде одноухого ссыльного набатного колокола Углича, эстетски тонкую заводную головку и чудный шлифованной фактуры с блёстками циферблат жёлтого золота… Второй вариант часов «Углич Автомат» оснащён матовым чёрным циферблатом. Каждый из вариантов изготовлен представляющейся чрезвычайно малой лимитированной серией из 5 экземпляров. 

2018_10_ABel.jpg
Александр Белоусов и его часы «Меркурий Космос».

Александр Белоусов, основатель часовой марки MII (зайдите на его сайт, там предлагается несколько вариантов расшифровки этого названия), показал на выставке два осуществлённых им этапа трилогии полуторастрелочных (собственное определение Александра Белоусова – о причине выбора такого определения читайте там же) часов «Меркурий» – уже вышедшей в серийное производство модели «Меркурий Классика» и представленной пока что в виде прототипа модели «Меркурий Космос». Появления третьей части трилогии «Меркурий Элемент» ждём. Понятно, что наибольший интерес вызвал прототип «Меркурий Космос», оснащённый необычным лазерно гравированным алюминиевым циферблатом, в котором воспроизведена фактура поверхности Меркурия, не часов, а планеты. В дальнейшем Александр Белоусов собирается добавить цвета, так что серийные часы «Меркурий Космос» будут выглядеть ещё более импозантно. Часы трилогии «Меркурий» оснащаются автоматическим Калибром «Ракета» 2615. 

2018_10_ANes.jpg
Александр Нестеренко и его часы Aleksandr Nesterenko, всякий раз уникальные.

Александр Нестеренко пока что производит часы исключительно на заказ. Поэтому те два экземпляра, которые ему удалось привезти на выставку – классическую модель с трёхуровневым циферблатом под раннего Спик-Марина и модернистскими брегетовскими стрелками под Кари Вутилайнена и часы эротического жанра с резными гравированными фигурками любовников на фоне разведённого питерского моста на оборотной стороне корпуса – заказанные уникумы. Их мы увидели сейчас и, возможно, больше никогда вживую не увидим. Эротическая модель интересна тем, что металлическая миниатюра на обороте не защищена стеклом, так что ощущается в прикосновении, что уместно для часов чувственного направления. Для своих часов Александр Нестеренко модифицировал ракетовский Калибр 2609 с ручными заводом, преобразовав его под конфигурацию с трёхчетвертной платиной. Работа выполнена в немецкой манере, и трёхчетвертная платина, и мост баланса, и заводное колесо декорированы циркулярной полосчатой шлифовкой. Весьма неплохо для механизма советского происхождения, но весьма грубовато исполнено, если сравнивать с образцами того же немецкого происхождения (более всего сходства у механизма с калибрами фирмы Nomos, хотя те не предлагаются в позолоте). 

2018_10_OKor.jpg
Олег Коровин и его работа – модифицированный калибр гласхюттовского типа.

Олег Коровин, инициатор объединения «Витебские независимые мастера», предпринимает попытку организовать производство коллекционных часов в Белоруссии. Он увлёкся этой идеей, когда жил в Санкт-Петербурге, поэтому некоторые механизмы его часов отмечены гравировкой названия этого города. Олег Коровин предпочитает работать с карманными калибрами швейцарского производства, как тот, что показан на фото – это швейцарская имитация гласхюттовского механизма начала XX века, либо с механизмами челябинского часового завода «Молния». Олег Коровин гравирует, скелетонирует и золотит механизмы, а иногда модифицирует их, устанавливая вместо центрального камня изготовленный им же самим миниатюрный шарикоподшипник (в часах на фото). Подводя черту, хочется отметить, что «часовое подполье» выступило очень достойно, хочется видеть продолжение.