CovApRo
x

Nota Bene    Двенадцать сюжетов о часах Audemars Piguet Royal Oak

16.12.2017   •  

CovApRo

Завершающийся вскоре год для часов Royal Oak фирмы Audemars Piguet – не юбилей, но вполне круглая дата: с момента их появления прошло уже 45 лет. Возраст серьёзный, по японским и китайским меркам – пора расцвета сил и созидательной энергии (сорок пять – это пять раз по девять; цифра «5» в китайской нумерологии символизирует сбалансированность, устойчивость, пять стихий; «9» – число императора, означает вечность, высшую степень мужественности). За все эти сорок пять лет, несмотря на лимитированное по понятным причинам распространение этих часов, но благодаря не ограниченной границами отдельных государств популярности, вокруг «ройял оуков» сформировалось облако фактов, легенд, задокументированных обстоятельств и сюжетов невыясненной достоверности, причём, встречаются сведения, как имеющие отношение к реальности, так и откровенно вводящие в заблуждение. Это – плата за популярность и следствие той эмоциональной реакции, которую эти часы вызывают с самого начала своего существования. Говорят, Мартин Верли (Martin Wehrli), историк Audemars Piguet и в течение некоторого времени куратор музейной коллекции фирмы, вспоминал реакцию посетителей Базельской выставки 1972 года, где были впервые представлены часы Royal Oak: «Увидев часы, все их сначала очень хвалили. Мол, поздравляем и всё такое. А затем, отойдя в сторонку от стенда, говорили: «Через полгода они вылетят в трубу». Не вылетели. Новые часы оказались настолько успешными, что в некоторые периоды продажи часов Royal Oak и зародившихся от них коллекций составляли до восьмидесяти процентов от всего оборота, и тут уже другие злые языки говорили, мол, смотрите, это свидетельство слабости позиций бренда, он зависит от продаж одного типа часов… И это не так, внутри теперь уже большого семейства Royal Oak имеется множество различий, его составляют и «спокойные», воспринимающиеся как спортивная «классика» автоматические «ройял оуки», мускулистые «оффшоры», скелетонированные, сложные и сверхсложные модели на усладу коллекционеров и ценителей высокого часового искусства, а также авангардные концептуальные часы. Итак, вашему вниманию предлагаются двенадцать сюжетов, среди которых есть твёрдо установленные факты, есть факты, обратившиеся легендами, есть сюжеты, не вызывающие сомнений в реальности происходившего. Ну, или почти не вызывающие. 

1_Illustrated_London_News_Feb_6_1873-2_sm.jpg
За сто лет до вошедшей в легенду прогулки Жеральда Жента по набережной Женевского озера: испытания подводных костюмов с шлемами усовершенствованной конструкции Августа Зибе (гравюра из Illustrated London News, 1873 г.) при подготовке к погружению к затону
1_AudemarsPiguet_RoyalOakJumbo_PreASeries~1972_Anti_& modernRO.jpg
Ранние часы Royal Oak 1972 года (слева, фото – Antiquorum), золотая модель Royal Oak из коллекции этого года (в центре) и стальная модель Royal Oak из юбилейной коллекции 2012 года.

Факт первый: удачная прогулка по набережной. По воспоминаниям Жеральда Жента (Gérald Genta) идея дизайна часов Royal Oak появилась у него после того как он проходил по набережной Женевского озера и увидел водолаза, к водолазному костюму которого массивными винтами прикручивали медный шлем. Вернувшись в свой офис, Жента нарисовал эскиз часов с круглым часовым стеклом, как будто это иллюминатор водолазного шлема, прикреплённым винтами восьмигранным ободком, корпусом с двумя изломами и интегрированным браслетом. Учитывая, что в то время дизайнеры не пользовались компьютерной техникой, и все идеи и эскизы зарисовывались от руки, поражает степень продуманности – вплоть до деталей – проекта Жеральда Жента (за исключением единственной детали, но о ней будет упомянуто позже). Нынешние часы Royal Oak всё ещё выглядят точно так, как их задумывал дизайнер. 

2_Audemars Piguet Royal Oak Vis_patent.jpg
Винтовое соединение частей корпуса Royal Oak – из патента Audemars Piguet.

Факт второй: таинственные винты Royal Oak. Прикрепляющие фирменный восьмигранный ободок к корпусу таинственные винты – одна из тех деталей, что определяют шарм часов Royal Oak. Загадочность этих винтов проистекает из того, что их с очевидностью нельзя было прикрутить, так как шестигранная головка винта плотно посажена в шестигранную выемку. Разгадка, известная часовщикам, занимающимся обслуживанием «ройял оуков», раскрывается в патенте, заявка на который была зарегистрированна Audemars Piguet в конце 1971 года: там изображено поперечное сечение корпуса часов, который скрепляется лицевым винтом и присоединяемым с оборотной стороны корпуса встречным винтом с внутренней резьбой – вот его и прикручивают при сборке часов. 

3_AudemarsPiguet_ROExtraThin (10)_bezel.jpg
Ободок часов Royal Oak.
3_Audemars Piguet Royal Oak Design&Patent.jpg
Хаотичная ориентация винтов крепления ободка часов Royal Oak в наброске Жеральда Жента и в заявке на патент, поданной 6 декабря 1971 года.
3_AudemarsPiguet_ROExtraThin (3)_bezel.jpg
Правильная ориентация винтов крепления ободка – характерный признак всех моделей Royal Oak. Разумеется, если они не попадали в руки незадачливого часовщика, не обращающего внимания на несущественные мелочи.

Факт третий: порядок против хаоса. Интересно отметить, что ориентированные по окружности шлицы винтов ободка – характерный признак всех моделей Royal Oak – один из тех моментов, про которые можно сказать, что здесь Жеральд Жента продумал не всё. Действительно, в первоначальном дизайне Жеральда Жента и даже в патенте, заявка на который была подана 6 декабря 1971 года, это не было предусмотрено. Тем не менее, начиная с самого первого «ройял оука» (о нём далее) и до всех современных часов этого племени шлицы винтов на ободке ориентированы по окружности, и никак иначе. 

4_AudemarsPiguet_ROFrostedGold (1).jpg
Это не тот самый легендарный первый «ройял оук», это часы Royal Oak Frosted Gold 41mm из коллекции этого года. Но они, как и часы шаха Пехлеви, также изготовлены из белого золота.

Факт четвёртый: первый выпущенный экземпляр Royal Oak был не стальным, но золотым. Этот любопытный факт откопал наш коллега Джек Форстер. Согласно изложенной им версии, самый первый «ройял оук», который был продан мануфактурой Мохаммеду Реза Пехлеви, шаху Ирана, не был стальным, согласно пожеланию монарха часы изготовили из белого золота, насколько мы можем судить, это не составило проблемы для Audemars Piguet, поскольку прототип, показанный на Базельской выставке в 1972 году, тоже был из белого золота: из-за недостатка времени для прототипа был выбран этот металл, менее трудоёмкий в обработке, чем нержавеющая сталь. Но, как подчёркивает Джек Форстер, шах не приобретал прототип, изготовленный для Базельской выставки, купленная им модель была сделана по индивидуальному заказу, о чём в архивах мануфактуры имеются соответствующая запись. 

5_Audemars Piguet Royal Oak Calibre.jpg
Ультратонкий Калибр 2121 в часах коллекции этого года Royal Oak Extra-Thin из жёлтого золота (перевыпуск первых золотых «ройял оуков» 1977 года).

Факт пятый: тонкая механика. Самые первые «ройял оуки» комплектовались ультратонкими автоматическими Калибрами 2121. Этот механизм – модификация базового Калибра 2120 (толщина 2,45 мм; по этому показателю механизм до сих пор держит рекорд в категории серийно выпускающихся автоматических механизмов с полноразмерным ротором) с указателем даты в окошке. Толщина Калибра 2121 – 3,05 мм, благодаря чему толщина корпуса часов Royal Oak Extra-Thin (так часы называются сейчас; коллекционеры привыкли обозначать 39-миллиметровую модель образца 1972 года как Royal Oak Jumbo) составляет всего 8,1 мм. В итоге мы получаем Royal Oak Extra-Thin – редчайший образец часов, выпускающихся в течение 45 лет практически в неизменном виде и на основе одного и того же механизма. 

6_AudemarsPiguet_Royal Oak Offshore End of Days~1999 LE500_Christies.jpg
Часы Royal Oak Offshore ‘End of Days’ – первая серийная модель в коллекции Audemars Piguet с чёрным корпусом. Фото – Christie’s.

Факт шестой: первые чёрные часы Royal Oak. Часы Royal Oak Offshore ‘End of Days’ 1999 года – первая серийная модель в коллекции Audemars Piguet с корпусом из стали, чернёной с применением PVD-покрытия (разумеется, не забываем о популярных в начале XX века карманных часах из чернёной оружейной стали). Однако чёрные «ройял оуки» выпускались и до того. Как минимум, были одни такие часы. Джек Хойер (Jack Heuer), в прошлом в течение нескольких десятилетий владелец и руководитель марки Heuer, как-то в ответ на мой вопрос касательно производства чёрных наручных часов в 1970-е (не была ли фирма Heuer в этом первой), сказал: «Действительно, мы были первыми, кто выпустил серию полностью чёрных наручных часов. До этого мне пришлось увидеть полностью чёрные часы только однажды – на руке короля Испании Хуана Карлоса I. Это были чёрные часы Royal Oak. В ответ на мой вопрос Его Величество объяснил, что это единичный экземпляр уникального дизайна, созданный для него Audemars Piguet». Вероятно, ещё одним чёрным экземпляром владел модельер Карл Лагерфельд, информация об этом публиковалась на нескольких сайтах. 

7_Audemars Piguet ROO Chronograph 25th Anniversary 2.jpg
Royal Oak Offshore Selfwinding Chronograph 25th Anniversary – юбилейная модель, выпущенная к 25-летию часов Royal Oak Offshore (представлена публике заранее, в ноябре этого года).

Факт седьмой: запоздание запуска Royal Oak Offshore вследствие сомнений. История начиналась в 1989 году, когда Стивен Уркхарт (Stephen Urquhart), тогдашний гендиректор Audemars Piguet, решил модернизировать Royal Oak, сделать его более привлекательным для молодых покупателей, а заодно несколько активизировать продажи. Разработку новых часов поручили молодому дизайнеру Эммануэлю Гейту (Emmanuel Gueit), который вспоминает, что проект периодически останавливали, поскольку руководство компании постоянно испытывало сомнения в том, насколько уместно будет выпустить спроектированные Гейтом слишком большие, слишком тяжёлые, как казалось им, некоммерческие часы. В результате сомнений запланированный на 1992 год, то есть к 20-летию «ройял оука» запуск новой коллекции был отложен. Тем не менее, в 1993-м премьера коллекции, названной Royal Oak Offshore, всё же состоялась. 42-миллиметровый стальной хронограф Royal Oak Offshore был одним из тех часов, что инициировали моду на большие массивные часы. 

8_Audemars Piguet Royal Oak Offshore 1993 dos Monochrome.jpg
Задняя крышка часов Royal Oak Offshore из первой серии отмечена логотипом «Royal Oak». Фото – monochrome-watches.com.

Факт восьмой: сомнения в правильности выбранного названия Royal Oak Offshore. Согласно воспоминаниям Эммануэля Гейта, использовать слово «Offshore» как обозначение, связанное с дорогостоящими гонками на моторных лодках и эксклюзивными морскими приключениями, предложил Стивен Уркхарт. Однако в компании осознавали, что предприятие рискованное, поскольку речь идёт об изменении дизайна и образа часов, составлявших серьёзную долю оборота. Поэтому первая пробная серия «оффшоров» – с часов номер D23744 по D23843 – была маркирована на задней крышке корпуса как простые «ройял оуки», сейчас часы из этой сотни уже можно считать интересным коллекционным раритетом. 

9_Audemars Piguet ROrectangular~1980s_Anti2011_10_23Hk_L074.jpg
Раритетные кварцевые часы Royal Oak Rectangular прямоугольной формы, спроектированные в 1980 г. главой дизайнерского департамента Audemars Piguet Жаклин Димье (Jacqueline Dimier). Фото – Antiquorum.

Факт девятый: кварцевое отклонение. Кварцевые модели Royal Oak Rectangular, выпускавшиеся с 1980 года в течение нескольких лет, были первой попыткой модернизации «ройял оука». К 1980 году швейцарским часовым компаниям пришлось смириться с доминированием кварцевой технологии, вследствие чего многие из них полностью либо почти полностью отказались от «механики». В Audemars Piguet, однако, кварцевые часы не стали магистральным направлением, а серьёзно изменённый дизайн прямоугольного «ройял оука» почти позабыт. 

10_AudemarsPiguet_RoyalOakDialMegaTapesserieTheMakingOf_003sm.jpg
Циферблат «Ройял Оука»: в работе один из принадлежащих Audemars Piguet гравировально-копировальных станков.
10_AudemarsPiguet_4kindsRODials.jpg
Четыре типа рельефного декора циферблатов часов Royal Oak (слева направо): классический вариант Petite Tapisserie, современный вариант Petite Tapisserie, Grande Tapisserie и Méga Tapisserie.

Факт десятый: четыре типа фирменного «гобеленового» циферблата. С самого начала и почти без исключений часы Royal Oak оснащаются циферблатами с резным рельефным декором, которые в Audemars Piguet называют Tapisserie – «гобеленовым». Действительно, фактура поверхности циферблатов в основном из-за наличия мелкой точечной структуры в углублениях напоминает текстуру гобеленовой ткани. С 1972 по 2012 годы циферблаты для «ройял оуков» поставлялись компанией Stern Creations, однако, с 2012 года компания Audemars Piguet производит их самостоятельно, для чего, как говорят, в США и Канаде были закуплены специализированные гравировально-копировальные станки. За всё это время появилось множество вариантов исполнения фирменных циферблатов Tapisserie, образующих четыре основных семейства. Первое – это циферблаты Petite Tapisserie классического, то есть первоначального типа. Этот тип широко использовался ранее, теперь же применяется лишь иногда, как правило, в специальных моделях, таких как, например, памятные часы из жёлтого золота, выпущенные в этом году в честь сорокалетия первых золотых «ройял оуков». Также классическим декором Petite Tapisserie украшен циферблат памятной модели Royal Oak Offshore Selfwinding Chronograph 25th Anniversary, как и у первых Royal Oak Offshore Ref. 25721ST. Идентифицировать этот тип циферблата в ультратонкой модели Royal Oak Extra-Thin можно, посчитав число рельефных квадратных пирамидок от центрального кружка стрелок до окошка даты: их должно быть девять. Второй тип циферблата – современный Petite Tapisserie, у него рельеф слегка более чётко выделен, но пирамидки меньше, от центрального кружка до окошка даты Royal Oak Extra-Thin их десять. Такими циферблатами укомплектованы модели, выпущенные в 2012 году к 40-летию Royal Oak. Третий тип циферблата называется Grande Tapisserie, его используют в автоматических моделях 15300, 15400 и 15450, кварцевых часах, а также почти всех часах Royal Oak со сложными функциями – хронографах, календарных часах и в сверхсложных Royal Oak Grande Complication. Циферблат часов Royal Oak Offshore Perpetual Calendar – тоже Grande Tapisserie. Пирамидки циферблатов Grande Tapisserie примерно вдвое больше, чем в Petite Tapisserie, от центрального кружка до окошка даты в автоматических моделях их вмещается шесть. Четвёртый тип циферблата – Méga Tapisserie с пирамидками максимальных размера и рельефа, он применяется в основном в современных моделях Royal Oak Offshore. В некоторых из них сохраняется рельефный декор, получаемый на гравировально-копировальных станках (Royal Oak Offshore  Diver), в других рельеф получают штамповкой. 

11_Audemars Piguet Royal Oak Jumbo 14802 Jubilee sm .jpg
Audemars Piguet Royal Oak Jubilee (Ref. 14802) 1992 года выпуска – первые «ройял оуки» с прозрачной задней крышкой корпуса.

Факт одиннадцатый: открытый механизм. В корпусе часов Royal Oak изначально не предполагалось наличие окна в задней крышке корпуса. Превосходный ультратонкий Калибр 2121 был, казалось бы, навсегда спрятан за сплошной стальной крышкой с выгравированным на ней названием коллекции. Часы с прозрачной задней крышкой появились по особому случаю – это была модель Royal Oak Jubilee Ref. 14802, выпущенная в 1992 году к 20-летию «ройял оука». Всего было выпущено 700 стальных экземпляров, 300 золотых и несколько платиновых (имеются сведения о 8, 10 и даже 20 платиновых «ройял оуках»), для них была разработана специальная модификация автоматического Калибра 2121 с изготовленным из 21-каратного золота скелетонированным ротором. В форме ротора имелась весьма уместная ссылка на дизайн фирменного ободка «ройял оука», в дальнейшем от неё отказались. 

12_AudemarsPiguet_Royal Oak Perpetual Calendar Black ceramic.jpg
Часы Royal Oak Perpetual Calendar Black Ceramic – первые полностью керамические часы Royal Oak.

Факт двенадцатый: пришло время керамики. Причина проста: представленные в начале этого года часы Royal Oak Perpetual Calendar Black Ceramic, первые полностью керамические часы Royal Oak, произвели фурор, все запланированные в производство на два года вперёд экземпляры проданы. Неудивительно, так как высокотехнологичная керамика, из которой изготовлены корпус и браслет часов, представляется наилучшим материалом для чёрного «ройял оука». Керамика делает часы Royal Oak Perpetual Calendar Black Ceramic вечными и импозантными. Специальный уникальный экземпляр керамического вечного календаря Royal Oak с тёмно-синим циферблатом, изготовленный в этом году для благотворительного аукциона Only Watch, был продан 800 000 франков, показав десятикратное превышение нижней оценки. Это лучший результат Audemars Piguet на Only Watch. Дополнительные факты о часах Royal Oak можно попробовать найти на официальном сайте бренда.