Снимок экрана 2017-08-11 в 10.55.29.png
x

Nota Bene    Фотоаппарат Jaeger-LeCoultre, привет из прошлого...

20.04.2017   •  

Снимок экрана 2017-08-11 в 10.55.29.png

Этот миниатюрный 35-мм фотоаппарат Jaeger-LeCoultre 1930-х годов – одна из самых необычных вещиц, рожденных на известной фабрике в Ле-Сантье. Среди всех творений марки «Жежер-ЛеКультр», наверное, нет второй такой, что могла бы сравниться с их поистине удивительной фотокамерой Compass.

Снимок экрана 2017-08-11 в 10.55.46.png

Вы о ней наверняка слышали, если увлекаетесь историей фото-техники, ну а если нет, вам тем более будет интересно: в конце 30-х годов XX в. жежеровцы выпустили малоформатный фотоаппарат, равных которому в те времена было не сыскать. У этой 35-мм камеры имелся встроенный дальномер, видоискатель, экспонометр и множество других примочек, заключенных в миниатюрный алюминиевый корпус (размеры крохотные – 6,9 см x 5,7 см x 3,1 см). 

«Компасс» – детище человека, характер которого, находясь в особенно благожелательном расположении духа, можно описать как «не сахар». Звали его Ноэль Пембертон Биллинг. Круг его интересов был чрезвычайно широк, и слыл он настоящим бунтарем. Работать он начал уже в тринадцать лет: устроил пожар в кабинете директора, сбежал из дома и, волей судеб оказавшись в Южной Африке, перебивался случайными заработками. Говорят, был талантливым боксером. Став постарше, Биллинг пошел в армию, был дважды ранен во время Второй англо-бурской войны.

Вернувшись в Лондон по окончании войны, Биллинг страстно увлекся самолетами и политикой. В политике он сыскал себе довольно дурную славу: он придерживался крайне правых взглядов и к тому же был сторонником теории заговора. Все это однако не помешало ему в конечном счете стать членом британского парламента. Вскоре после этого авиастроительную фирму Биллинга – «Пембертон-Биллинг Лтд.» – купят и переименуют в «Супермарин Эвиэйшн Уоркс» – компанию, создавшую знаменитый истребитель времен Второй мировой войны «Спитфайр». И хотя Биллинг к тому моменту от дел своего предприятия уже отошел, тяги к изобретательству он не потерял. Так, в начале 30-х годов он начал работу над миниатюрным 35-миллиметровым складным фотоаппаратом. По слухам, Биллинг держал пари, что создаст камеру такую маленькую, что она будет помещаться в портсигар.

Как хорошо известно всем любителям фотографии, первой в 35-мм формате появилась пленка для кинокамер. Для фотоискусства эту пленку, производимую компанией Eastman Kodak, впервые приспособил инженер Оскар Барнак, работавший в компании Leitz Camera. Его «Лейка» увидела свет в 1927 году и произвела настоящий фурор. Дизайн нового фотоаппарата с честью и достоинством выдержал испытание временем: только посмотрите на современные цифровые «лейки» – все они поразительно похожи на свою прародительницу из 20-х годов.
Снимок экрана 2017-08-11 в 10.55.56.png
Leica I, 1927. (Фото: Wikimedia Commons)

В 30-е годы пленка, которую мы сегодня называем широкоформатной, считалась стандартной, и надо было быть большим оригиналом, не терпящим ограничений, чтобы назвать «Лейку» камерой чересчур крупной. На самом деле для своего времени она была удивительно компактной. Но Ноэль Пембертон Биллинг как раз и был тем самым оригиналом, не терпящем ограничений.

Для воплощения своей идеи в жизнь он искал сотрудничества с компаниями, у которых был опыт работы с миниатюрными механизмами. Но вместо того чтобы обратиться за помощью к производителям фотоаппаратов, Биллинг основал в Лондоне свою собственную компанию – «Компасс Камера Лтд.» и связался со специалистами из «ЛеКультр и Ко.», которые помогали ему в вопросах сборки и производства. 

Снимок экрана 2017-08-11 в 10.56.17.png

И на выходе получилась совершенно удивительная машинка. Всего их выпустили порядка четырех тысяч. В первых экземплярах использовались отдельные фотопластинки в отличие последующих версий, куда уже можно было зарядить целую катушку (размеры камеры из-за этого практически не увеличились). Владельцам первых «компассов» предлагалось бесплатно обновить их модель (гнездо для пластинок было съемное), катушка пленки прилагалась дополнительно. В «компассе» был собран столь значительный набор различных функций, что овладеть всеми тонкостями работы с этой камерой было не так-то просто.

Для начала надо было выдвинуть и открыть объектив, затем загрузить фотопластинку. Закрывая заднюю крышку, нужно было оставить конверт, в котором хранилась фотопластинка, слегка торчать наружу. Дальше нужно было потянуть за уголок конверта так, чтобы достать из него фотопластинку и таким образом подготовить ее к съемке.

Что любопытно, у «компасса» три вида фокусировки: есть выдвигающееся матовое стекло, есть кольцо фокусировки (от 0,5 м до бесконечности), а также фокусировочные клинья (так называемые Клинья Додена). Последний факт особенно удивителен, ведь первый дальномер, выпущенный «Лейкой» только-только появился в 1932 году.

Снимок экрана 2017-08-11 в 10.56.27.png
Задник «компасса» с гнездом для пленки. (Фото: Wikimedia Commons).

С апертурой все тоже было не тако-то просто. Объектив у «компасса» – F3.5, фокусное расстояние – 35 мм, размер апертуры в зависимости от освещения можно задавать с помощью одного из ползунков, расположенных на объективе. Второй ползунок позволяет выбрать светофильтр. Необходимость такая возникает, если использовать ортохроматическую или панхроматическую пленку. Для первой использовали желатиносеребряную фотоэмульсию, обладающей большей светочувствительностью к голубой, а не зеленой или красной частям спектра, что искажало цветоотображение. В таком случае на помощь и приходят фильтры. Второй тип пленки – гораздо более дорогой – не давал таких сильных искажений, но с ним тоже использовали фильтры. В 30-е года обе пленки были широко распространены.

Кроме того, «Компасс» был оснащен специальным экспонометром, который находился в нижней части фотоаппарата, справа. По сути, это небольшая полоска из прозрачного материала, которая выдвигается из корпуса, при этом справа налево матовость этого материала возрастает. Для того чтобы измерить экспозицию, фотограф смотрел сквозь видоискатель и медленно выдвигал полоску, пока не оставались видны только наиболее яркие участки изображения. В зависимости от показателя на шкале экспонометра определялась апертура и длина выдержки. На YouTube есть отличное видео, где подробно демонстрируют, как  пользоваться фотоаппаратом «Компасс».

Надо понимать, что столь крохотная камера с таким количеством настроек – развлечение не для слабонервных, но как же отрадно осознавать – особенно в наш век «Инстаграма» – что когда-то давно сделать фотографию было целое дело. Думаю, меня хорошо поймут читатели, которые помнят с каким чувством мы когда-то носили пленки в проявку и потом, затаив дыхание, ждали фотографий, чтобы наконец увидеть, «что получилось». Владельницы «компасса», конечно же, должны были отлично разбираться, что к чему в их фотоаппарате, и если они оказывались людьми сведущими, то и снимки выходили соответствующие. Какое-то время назад «Жежер-ЛеКультр» отправил фотографа, предварительно вооружив его «компассом», в путешествие по разным странам мира и, как видим, в умелых руках фотоаппарат этот – штучка хоть куда (разумеется, по меркам своего времени). Как говорится, мал, да удал. 

Снимки фотографа Жана-Филиппа Юсене, сделанные фотоаппаратом «Компасс». 


Снимок экрана 2017-08-11 в 10.57.05.png
Эйфелева башня в Париже.
Снимок экрана 2017-08-11 в 10.56.38.png
Центральный вокзал в Нью-Йорке.
Снимок экрана 2017-08-11 в 10.57.14.png
Каллиграфия на улицах Шанхая.
Снимок экрана 2017-08-11 в 10.57.27.png
Гондольная станция в Венеции.

К пленочной фотографии сложно оставаться равнодушным. Подумать только: эти снимки сделаны с помощью камеры, которая появилась в 1937 году. Сразу понимаешь – собрана на совесть. Мне посчастливилось подержать в руках одного такого малыша, и надо сказать, наощупь он просто чудо. Если бы сегодня жежеровцы надумали выпустить партию обновленных «Компассов», их бы расхватали как горячие пирожки. Как дорогие алюминиевые пирожки.