2018_02_19_HeCov.jpg
x

Премьера    Hermès: сложный декор как дополнение сложной механики

19.02.2018   •  

2018_02_19_HeCov.jpg

В области декоративных часов «Эрмес» большой и признанный мастер. В этом году вниманию публики предлагались часы Arceau Pocket Millefiori (карманные) и Arceau Lift Millefiori (наручные) со стеклянными циферблатами, выполненными в технике миллефиори. «Эрмес» раньше в своей часовой коллекции уже обращался к этой технике, но на сей раз бренд удивляет неожиданным дизайном. Стеклянные работы проводили стеклодувы мануфактуры Cristalleries royales de Saint-Louis, давнего партнёра «Эрмеса». Помнится, сотрудничество с мастерами хрустальных и стеклянных работ этого старейшего во Франции стеклодувного предприятия из окрестностей Страсбурга начиналось в 2013 году с выпуска лимитированной серии хрустальных Atmos Hermès clock by Jaeger-LeCoultre. 

2018_02_19_He02.jpg
Atmos Hermès clock by Jaeger-LeCoultre.

Затем, годом позже, мастера мануфактуры «Людовика Святого» изготовили для «Эрмеса» стеклянные циферблаты и крышки корпуса карманных часов, выполненные в технике миллефиори (millefiori, итал. «тысяча цветов»). То были классические образцы этого направления стеклодувного дела, изобретённого, судя по всему, ещё в Древнем Египте. 

2018_02_19_He04.jpg
Миллефиори: всё начинается с куска расплавленного стекла, как и в Древнем Египте.

Процесс изготовления стекла миллефиори вряд ли сильно изменился с времён древнеегипетских – по сей день мастера работают преимущественно вручную. Сначала мастер-стеклодув сплавляет стекло различных окрасок, получая круглые, полосчатые и звёздчатые заготовки в виде соломинок, похожие на разноцветные карамельные палочки. 

2018_02_19_He05.jpg
Миллефиори: запасённые заранее заготовки.

В принципе, работа с заготовками может продолжена далее: полученный ранее пруток можно покрыть слоем стекла другого оттенка, придать ему другую форму в сечении, сплавить с другими прутками, вытянуть до нитевидного состояния, сохранив при этом особенности созданной ранее внутренней структуры стекла… Словом, возможности неисчислимы, в этом и прелесть техники, к тому же всякий раз мастер может удивить неожиданным ходом, например, наклонив или изогнув стеклянные прутки. 

2018_02_19_He06.jpg
Миллефиори: сборка мозаики.

Полученные заготовки разрезаются на сантиметровые кусочки, из них в специальной чугунной чаше собирают мозаику, которую потом сплавляют, как правило, заливая мозаику расплавленным прозрачным стеклом. После того как заготовка остывает, из неё вырезают пластинки требующейся толщины. 

2018_02_19_He07.jpg
Миллефиори: стеклянная мозаика заливается прозрачным расплавленным стеклом.
2018_02_19_He08.jpg
Миллефиори: стеклодувная работа близится к завершению.

Из-за особенностей технологии никогда не получается в точности такой же результат, как ранее, поэтому каждый экземпляр миллефиори уникален. Пожалуй, главное преимущество этой техники –в долговечности результата. Стеклянную мозаику можно считать материалом вечным, разумеется, если не разбить и снова не расплавить: она не меняет форму, яркие краски не выцветают. 

2018_02_19_He03.jpg
Наручные часы Arceau Millefiori из коллекции Hermès 2014 года.

В 2014 году часы Arceau Millefiori с циферблатами «тысяча цветов», выпущенные как в женском (34 мм), так и в мужском (41 мм) размерах, были дополнены несколькими уникальными экземплярами карманных Arceau Pocket Millefiori, в которых в технике миллефиори были выполнены крышки, закрывающей циферблат. У «Эрмеса» очень хорошая традиция разнообразить свою коллекцию карманными часами, которые в большинстве своём в последнее время выполняются с использованием той или иной декоративной техники, и здесь «Эрмес» выступает в роли первопроходца, поскольку все другие марки, если и обращаются к теме карманных часов, практически всегда действуют либо в традиционном ключе, либо фактически заново изобретают карманные часы, применяя разработанные для наручных часов конструкции и дизайн. У «Эрмеса» есть ещё одно преимущество: корпус «Арсо», которые очень хорош как в варианте наручных часов, так и для часов карманных, а иметь свой собственный неклассический дизайн корпуса карманных часов равнозначно выигрышу на этом, правда, чрезвычайно маленьком рынке. Поэтому в «Эрмесе» тщательно разделяют, какие идеи пойдут для карманных часов, какие – для наручных, а какие – для тех и других.

2018_02_19_He11.jpg
Карманные часы Arceau Pocket Millefiori из коллекции Hermès 2014 года.

В этом году команда разработчиков из «Эрмеса» смогла найти неожиданный ход. По их заказу умельцы из мануфактуры «Людовика Святого» не стали задействовать в работе всё многообразие красок, традиционно использующихся в миллефиори. Для карманных часов Arceau Pocket Millefiori и наручных Arceau Lift Millefiori они изготовили эстетские прозрачно-чёрные циферблаты с текстурой крокодиловой кожи, далёкой от многоцветного «цветущего луга» стандартных стеклянных вещей стиля миллефиори. 

2018_02_19_He09.jpg
Карманные часы Arceau Pocket Millefiori, белое золото, диаметр 48 мм, хрустальный циферблат Millefiori мануфактуры Cristallerie Saint‑Louis. Калибр H1837 – мануфакьтурный механизм с автоматическим заводом. Лимитированная серия из 2 экземпляров.

Часовщики затем довели замысел до логического завершения, оснастив часы ремешками из полированной чёрной аллигаторовой кожи. Карманные часы также предлагаются на ремешке, не на цепочке, кроме того, чёрной аллигаторовой кожей декорирована задняя крышка корпуса. Обе модели – настоящий раритет, в «Эрмесе» явно не гнались за большими объёмами выпуска, сохраняя коллекционный статус декоративных моделей: всего выпущено два экземпляра карманных часов и три фирменных наручных турбийона. Дополнительную информацию о часах Hermès можно найти на официальном сайте бренда. 

2018_02_19_He10.jpg
Arceau Lift Millefiori, белое золото, диаметр 43 мм, хрустальный циферблат Millefiori мануфактуры Cristallerie Saint‑Louis. Калибр H1923 с автоматическим заводом и турбийоном (La Joux-Perret), запас хода 90 часов. Лимитированная серия из 3 экземпляров.