Снимок экрана 2017-08-27 в 11.03.31.png
x

Nota Bene    Speedmaster: на Луну и обратно. Часть IV. Время проверки.

11.08.2017   •  

Снимок экрана 2017-08-27 в 11.03.31.png

Продолжение. Предыдущая глава здесь. Кто выиграл, мы, разумеется, уже знаем – «Спидмастер» оставил конкурентов далеко позади, хотя другие марки, возможно, из провала что-то и извлекли. Так, на часах «Ролекс» центральная стрелка хронографа под воздействием высокой температуры деформировалась до такой степени, что ее заклинило. К тому же, в условиях высокой влажности в них образовывался конденсат, что для «ролекса» необычно. К немалому сожалению, название этой модели из документов удалили, но нам точно известно, что она была основана на калибре Valjoux 72 и не относилась к семейству Daytona. Часы «Лонджин» тоже не выдержали проверку высокой температурой, но там дело было уже в стекле – оно деформировалось и выпало. Стекло, кстати, во всех трех моделях было акриловое, прочное, и в требованиях НАСА было отдельно указано, что циферблат должен быть очень живучим. Оно и понятно: дрейфующие по кабине (или скафандру) осколки стекла радости никому не принесут. Тест в вакуумной камере циферблат «Лонджин», кстати, тоже не прошел. Мне кажется, там просто стекло было слишком тонкое. И в «Спидмастере», и, чуть в меньшей степени, в часах «Ролекс» были использованы достаточно толстые акриловые стекла, прочность которых была обусловлена большей тепловой массой и физическим объемом. К тому же, свою роль наверняка сыграл и тот факт, что в «Спидмастере» стекло укрепленное: оно окантовано стальным кольцом, обеспечивающим более плотный контакт с корпусом, и за счет этого отличается повышенной прочностью. 

Снимок экрана 2017-08-26 в 13.07.55.png
Часы Speedmaster проходят проверку на ударостойкость.

Стоит отметить и то, что на «Спидмастере» при внезапном скачке давления по неизвестным причинам сбилась индикация минут: стрелка показывала на 21 минуту больше, чем нужно. По словам Рагана, при нормализации давления сбой исчез, и минутная стрелка вернулась на положенное место. Как такое могло произойти при декомпрессии? Понятия не имеем. Да, сопротивление воздуха и вправду оказывает определенное влияние на частоту колебаний баланса, но о потерях целых минут тут речи не идет. Мне самым убедительным кажется следующее объяснение: при резком перепаде давления из часов вышел воздух, и возникший таким образом воздушный поток сказался на колебаниях пружины баланса, что и привело ко временному сбою. По требованиям НАСА, суточная потеря точности хода не должна была превышать плюс-минус 6 секунд, но так как показания «Спидмастера» вернулись к норме, из соревнования он не выбыл. В конце концов, использовать его должны были для того, чтобы засекать по нему время, а не чтобы смотреть, который сейчас час. Более того, как запасной таймер (главный таймер на корабле был электронным), «Спидмастера» можно было время от времени перенастраивать. 

Снимок экрана 2017-08-26 в 13.07.41.png
Джим Раган испытывает Speedmaster в лаборатории НАСА.

Через испытания прошло лишь по одному экземпляру каждой модели – второй держали в резерве, а третий предназначался для астронавтов, которые носили эти часы на тренировках, чтобы проверить, насколько они удобны, и какие они бы в итоге предпочли. Космонавты единогласно выбрали «Спидмастера», что Рагана наверняка обрадовало – из-за сроков по испытаниям он был вынужден чуть ли не ночевать на работе. Благодаря такому единодушию часы можно было спокойно заказывать, не опасаясь, что кто-то будет против.

Так как «Спидмастер» показал такой отличный результат, ни НАСА, ни «Омега» менять ничего не хотели. К тому же, характеристики одобренного НАСА оборудования поменять не так-то просто: любые изменения означают утерю сертификации. Это подводит нас к очень важному факту: все «Спидмастеры», выпущенные до 1974-го и предназначенные для программ «Джемини», «Аполлон», «Союз-Аполлон» и «Скайлэб», основаны на калибре 321 на базе механизма от Lemania. Таких часов всего 90, агентство их закупило пятью партиями. Таким образом, все, кто утверждают, что к моменту первой высадки на Луну калибр 321 в «Спидмастерах» уже не использовался, сильно заблуждаются. Да, в коммерческих моделях его сменил калибр 861, но будьте уверены, единственный часовой механизм, побывавший на Луне под знаменем НАСА – это по-прежнему калибр 321. Не ломалось – не чини, что тут еще сказать. Впрочем, коллекционеры, чья проницательность, как мы знаем, границ не имеет, могут возразить, что Рон Эванс, член экипажа корабля «Аполлон-17», летал в космос со «Спидмастером» под артикулом ST 145.022-69 с калибром 861. Да, такое и вправду было, и мне даже как-то посчастливилось держать эти часы в руках. Но их существование никоим образом не противоречит тому факту, что НАСА заказывало только часы на основе калибра 321; модель Рона Эванса была предоставлена третьей стороной, как и прочее оборудование для Эксперимента по определению теплового потока. Иными словами, это частные часы, не принадлежавшие агентству. Продолжение следует.