2018_03_18_Ap000c.jpg
x

Досконально    Страницы из 25-летней истории Royal Oak Offshore: посвящается автогонкам, эпизод II

27.03.2018   •  

2018_03_18_Ap000c.jpg

Продолжая рассказ о коллекционных автогоночных «оффшорах», предлагаю вернуться в 2008 год, когда вышел третий (и последний) вариант Royal Oak Offshore, посвящённый Рубенсу Баррикелло. Часы Royal Oak Offshore Rubens Barrichello III были представлены публике в мае 2008 года на Гран-при Турции, и для выбора этого места имелись весомые основания: приняв участие в стамбульском этапе, Рубенс Баррикелло побил державшийся с 1993 года рекорд Риккардо Патрезе, итальянского гонщика «Формулы-1», который за свою карьеру с 1977 по 1993 год стартовал в 256 гонках. Гран-при Турции был для Баррикелло 257 стартом, поэтому часы были выпущены лимитированной серией из 257 экземпляров, из-за чего их иногда называют Royal Oak Offshore «257». По сути, эта модель была модернизированным вариантом золотой модели Royal Oak Offshore Rubens Barrichello II, однако, заводная головка, защитная накладка кнопок хронографа и звенья крепления ремешка у «Баррикелло 2» были золотыми, а у «Баррикелло 3» – титановыми, а циферблатное кольцо сменило цвет с серебристого на красный. Прострочка чёрного аллигаторового ремешка была выполнена красной нитью – в тон красному циферблату. 

2018_03_18_Ap006_bar3.jpg
Audemars Piguet Royal Oak Offshore Rubens Barrichello III, 2008 год, розовое золото (257 экземпляров).

За автогоночными моделями футуристического дизайна нередко следовал выпуск специальных «оффшоров» базового дизайна, которые нередко посвящались событиям, а не гонщикам. Например, в том же 2008 году небольшой серией из 20 экземпляров в честь проводимого в Бельгии ралли классических автомобилей National Classic Tour была выпущена стальная модель Royal Oak Offshore The National Classic Tour с синим циферблатом, серебристыми счётчиками и арабскими маркерами часовой шкалы с люминесцентным покрытием. Вслед за этими часами в 2009 году вышла титановая модель Royal Oak Offshore (40 экземпляров), ещё 40 «оффшоров» для The National Classic Tour были выпущена в 2010 году, то была раритетная модель с рельефным ободком как у часов «Gentleman’s Driver» (читайте о них ниже), но с красной разметкой циферблата и белой прострочкой ремешка. Часы предлагались в необычной шкатулке, выполненной в виде патрубка бензобака спортивного автомобиля. Точно такая же модель была выпущена в 2010-м для ралли Tour Auto (60 экземпляров, об этом уже упоминалось в эпизоде 1), единственное различие между ними – в памятной гравировке на задней крышке корпуса. 

2018_03_18_Ap007_NatBelg.jpg
Royal Oak Offshore The National Classic Tour, 2008 год, сталь, 20 экземпляров. Фото – sothebys.com.

Серия гоночных моделей базового дизайна была продолжена в 2009 году выпуском часов Royal Oak Offshore Gstaad Classic 2009 Limited Edition, которая посвящалась ралли Gstaad Classic классических автомобилей в швейцарском горном Гштаде – Audemars Piguet взяла на себя роль генерального спонсора этого мероприятия. Стандартную титановую 42-миллиметровую модель «оффшора» оснастили ободком с чёрным каучуковым покрытием, красные стрелки хронографа дополнили кнопкой запуска с красным каучуковым покрытием, перфорированный чёрный кожаный ремешок гоночного стиля декорировали контрастной красной прострочкой. «Гштады», как и модели The National Classic Tour, предлагались в шкатулке стиля «заправочная горловина спортивного авто». 

2018_03_18_Ap009_gstaad.jpg
Royal Oak Offshore Gstaad Classic 2009 Limited Edition, 2009 год, титан, 50 экземпляров.

Тему «оффшоров», посвящённых классическим ралли, мы завершим необычными часами выпуска 2010 года, которые сейчас известны как Royal Oak Offshore Gentleman’s Driver. Эта модель – вариация «оффшоров» для The National Classic Tour и Tour Auto того же 2010 года, но не с красной разметкой циферблата, а с оранжевой. Gentleman’s Driver – нелимитированная серия, которая предназначалась к продаже исключительно в бутиках Audemars Piguet, но выпускались эти часы только в 2010-м. Все три модели представляются весьма интересными в качестве коллекционных, так как только в них появлялся необычный рельефный ободок, который придаёт часам уникальную внешность. Как утверждается некоторыми обозревателями, на ободке такого дизайна меньше заметны царапины, которые доставляют определённое беспокойство владельцам «оффшоров» с классическими широкими плоскими ободками. Сейчас, после введения керамических ободков, такая проблема больше не стоит, и «оффшоры» с рельефными ободками представляются занятным исключением из правил и потому воспринимаются как ценные коллекционные экземпляры. Возможно, когда-нибудь рельефный ободок Gentleman’s Driver вернётся в коллекцию, например, в керамическом исполнении. Следует также упомянуть, что в недолгой истории «оффшоров» был ещё один случай использования рельефного ободка – это модель Royal Oak Offshore Survivor 2008 года. Ещё одна дизайнерская деталь, объединяющая все три модели Gentleman’s Driver – внешнее кольцо циферблата с тахиметрической шкалой, выполненное в секторе с 0 до 10 секунд с разметкой «шашечками» автогоночного чёрно-белого клетчатого флага, того самого, отмашкой которого судья или почётный гость автомобильной гонки либо ралли чествует победителя. 

2018_03_18_Ap010_Gentl2010.jpg
Royal Oak Offshore Gentleman’s Driver, нержавеющая сталь, 2010 год.

«Оффшорами» базового дизайна автогоночная тема в 2010 году отнюдь не ограничивалась. Скорее наоборот. Год, традиционно начинающийся для бренда на Салоне высокого часового искусства SIHH в Женеве, проходил под знамёнами «оффшоров» альтернативного футуристического дизайна – трёх моделей новой серии Royal Oak Offshore Grand Prix. Понятно, что это были далеко не первые часы футуристического «формульного» дизайна, поэтому мы находим в них немало признаков тех автогоночных «оффшоров», что выпускались в предыдущие годы. Вопроса о том, какие часы были выбраны в качестве прообраза при разработке дизайна Royal Oak Offshore Grand Prix, не возникает. Очевидно, это «Баррикелло 2», поэтому воздержусь от перечисления родственных черт, но предлагаю уделить внимание отличиям. Их немало и они налицо. Начнём с циферблата. Для «Баррикелло 2» был придуман решётчатый вариант фирменного рельефного декора Méga Tapisserie, здесь же был задействован уникальный инвертированный рельеф, который, вполне возможно, единственным в своём роде и останется, так как в Audemars Piguet в автогоночных «оффшорах» следующих поколений от инвертированного рельефа отказались в пользу рельефа классического («позитивного» – c выпуклыми пирамидками рельефа Méga Tapisserie). 

2018_03_18_Ap011_gp.jpg
Royal Oak Offshore Grand Prix, углеволоконно-композитная модель, 2010 год, лимитированная серия из 1750 экземпляров.

Очень необычным получился ободок – ни до, ни после ничего похожего не производилось. Во-первых, он был составным, собранным из верхней углеволоконной детали и нижней керамической. Во-вторых, ободок снабдили боковыми каналами, которые выглядят как вентиляционные каналы формульного болида – эта техническая ассоциация вполне могла впоследствии натолкнуть на мысль об акустических каналах задней крышки корпуса репетира Royal Oak Concept Supersonnerie, обеспечившей эффективный вывод звуковых колебаний из корпуса часов наружу. Композитные ободки были использованы во всех трёх моделях Grand Prix – углеволоконно-композитной (лимитированная серия из 1750 экземпляров), из розового золота (650 экземпляров) и платиновой (75 экземпляров). Детали из углеволоконного композита, получаемые по фирменной технологии Audemars Piguet прецизионной прессовкой, придают часам Royal Oak Offshore Grand Prix столь уместный для них высокотехнологичный характер, а в качестве бонуса владелец часов получает уникальную картинку, образованную углеродными волокнами на поверхности – своего рода отпечаток пальца, по этой картинке можно при желании идентифицировать экземпляр. 

2018_03_18_Ap012_gp.jpg
Royal Oak Offshore Grand Prix, золотая и платиновая модели, 2010 год.

Также из углеволоконного композита были изготовлены защитные накладки кнопок хронографа золотой и платиновой моделей Royal Oak Offshore Grand Prix (в углеволоконно-композитной модели накладка титановая), а также беспрецедентное боковое «крыло» корпуса, установленное с левой стороны корпуса как будто в противовес защитной накладке заводной головки и кнопок хронографа. Совершеннейшей загадкой выглядит треугольное углубление в левом нижнем углу корпуса, эта особенность, как и боковое «крыло» корпуса, более не была замечена ни у каких других «оффшоров». По богатству, изобретательности и продуманности отделки часы Royal Oak Offshore Grand Prix выделяются даже на фоне разнообразного автогоночного модельного ряда коллекции, что снова заставляет признать высочайший уровень дизайнерского таланта Октавио Гарсиа, отца современных «оффшоров» и настоящего мастера вкусных деталей. 

2018_03_18_Ap013_jt.jpg
Royal Oak Offshore Jarno Trulli Limited Edition, углеволоконный композит, 2010 год, 500 экземпляров.

Углеволоконный композит, хорошо проявивший себя в часах Royal Oak Offshore Grand Prix, в 2010 году был также использован и в «оффшорах» базового дизайна, а именно в представленной в октябре на Гран-при Японии модели Royal Oak Offshore Jarno Trulli, появившейся в результате сотрудничества Audemars Piguet с итальянским автогонщиком «Формулы-1» Ярно Трулли. Этот гонщик явно не из самых титулованных, он прославился пусть и единственной в его карьере, но весьма громкой победой на Гран-при Монако 2004 года, в той самой гонке, в которой пилот команды Jaguar Кристиан Клейн врезался на повороте в защитные барьеры, а приклеенный на носу его болида рекламный бриллиант фильма «12 друзей Оушена» бесследно исчез. В «Оффшоре Трулли» всё было напоказ высокотехнологичным: корпусное кольцо из углеволоконного композита, задняя крышка, кнопки хронографа и заводная головка из титана, ободок из металлокерамики… Отметим, что здесь на арене после «Баррикелло 2» снова появляется керамика, на сей раз в виде металлокерамики. К тому времени сформировалось мнение, что деталям внешнего декора «оффшоров» явно не хватало такого свойства, как устойчивость к появлению царапин. Конечно, в первую очередь это свойство приветствуется у часов каждодневных, а «оффшоры» скорее почитаются часами коллекционными, нежели повседневными. Но тем не менее, и им устойчивость к появлению царапин только на пользу. В разметке тёмно-серого циферблата Royal Oak Offshore Jarno Trulli с серебристыми счётчиками использован красный цвет (маркеры часовой шкалы, часовая, минутная и центральная секундная стрелки), что позволяет с первого взгляда отличить «Трулли» от всех прочих «оффшоров». 

2018_03_18_Ap014_sch.jpg
Михаэль Шумахер и его Royal Oak Offshore Michael Schumacher Limited Edition, золотая и титановая модели, 2012 год.

Кульминация темы «Формулы-1» в коллекции Royal Oak Offshore наступила в конце ноября 2010 года, когда в Дюссельдорфе была проведена пресс-конференция, на которой тогдашний гендиректор Audemars Piguet Филипп Мерк объявил о старте сотрудничества с великим Михаэлем Шумахером. Околочасовое сообщество восприняло новость с немалым интересом, однако, «часы Шумахера» или «Шуми», как принято называть их у коллекционеров (Schumi), появились далеко не сразу – лишь через два года, в октябре 2012-го. Уже по традиции релиз состоял из трёх моделей – высокотехнологичной (здесь – титан, 1000 экземпляров), традиционалистской (розовое золото, 500 экземпляров) и люксовой (платина, 100 экземпляров). Прообраз всех трёх «Шуми» очевиден – опять это превосходный и незабываемый «Баррикелло 2». Ободки «Шуми» – нецарапаемые, изготовлены из металлокерамики, во всех моделях поставлены титановые защитные накладки заводной головки и кнопок хронографа а-ля Royal Oak Offshore Grand Prix. И заводные головки оттуда же. Для «Шуми» был сделан новый дизайн циферблата – под главного героя. Первые семь секундных маркеров на тахиметрической шкале выполнены в виде звёздочек – двух голубых (как обозначение двух титулов в составе команды Benetton) и пяти красных (пять титулов в составе команды Ferrari). Секундная шкала выполнена в гоночном стиле с 1/5-секундной разметкой «шашечками» автогоночного чёрно-белого клетчатого флага, для часовой и минутной стрелок была придумана новая фасетированная форма, красная окраска стрелок счётчиков хронографа была дополнена красным цветом цифр указателя даты, которые выполнены на чёрном фоне (в «оффшорах» фон диска указателя даты обычно белый). Сотрудничество с Михаэлем Шумахером, очевидно, предполагалось продолжать и далее, но трагическое происшествие, случившееся с великим автогонщиком на горнолыжной трассе, сделало его практически невозможным. Тем не менее, компания Audemars Piguet сочла необходимым продолжить разработку особенного хронографического механизма, идею конструкции которого предложил сам Михаэль Шумахер – читайте об этом далее. 

2018_03_18_Ap015_sb.jpg
Себастьен Буэми и его Royal Oak Offshore Sébastien Buemi (титан, 250 экземпляров, 2012 год).

В том же 2012 году были представлены ещё одни часы, выполненные в сотрудничестве с гонщиком «Формулы-1». Речь идёт о швейцарце Себастьене Буэми, который был рекламным посланником бренда с 2009 года, и выпущенных в его честь часах Royal Oak Offshore Sébastien Buemi. Как то уже не раз случалось ранее, за автогоночными «оффшорами» футуристического дизайна нередко следовала модель автогоночного «оффшора» базового дизайна, разумеется, в специальном исполнении, так сложилась ситуация и в данном случае. Для «оффшора» Себастьена Буэми был выбран шлифованный титановый корпус, керамический ободок и спокойный тёмно-серый циферблат с жёлтой разметкой секундной шкалы (жёлтый цвет был основным в раскраске гоночного шлема Буэми). Карьера Себастьена Буэми в «Формуле-1» завершилась в 2012 году, и в том же году компанией Audemars Piguet был прекращён выпуск специальных автогоночных «оффшоров», «Буэми» оказался последней моделью в этом ряду. Осталось лишь одна незавершённая разработка – спецхронограф Шумахера. Возможно это совпадение, однако, в мае того же 2012 года пост генерального директора Audemars Piguet покинул Филипп Мерк, при котором в основном разворачивались действия по выпуску автогоночных «оффшоров». Так что эта тема окончательно и бесповоротно перешла в разряд классической коллекционной. В 2015 году из Audemars Piguet ушёл Октавио Гарсиа, арт-директор и автор дизайна всех тех «оффшоров», о которых здесь рассказывается. 

2018_03_18_Ap016_sch.jpg
Royal Oak Concept Laptimer Michael Schumacher Flyback Chronograph, углеволоконный композит, титан, 221 экземпляр, 2015 год.

В 2015 году в истории автогоночных «оффшоров» была поставлена точка – речь идёт о часах Royal Oak Concept Laptimer Michael Schumacher Flyback Chronograph. Эти часы с уникальной функцией раунд-таймера были созданы по просьбе самого Шумахера, попросившего разработать механические часы, способные измерять наилучшее время круга в автогонках. Работа велась специалистами подразделения сложных механизмов AP Renaud et Papi с 2010 года, которые смогли к 2015 году успешно разрешить механическую головоломку, заданную им Михаэлем Шумахером. К слову, эта разработка – редкий случай, когда часовая марка такого уровня разрабатывает сложные механические часы с подачи своего рекламного посланника. С дизайнерской точки зрения в этих часах имеются признаки как «концептов», так и «оффшоров», именно поэтому они представляются лучшим кандидатом на завершение истории об автогоночных «оффшорах» и вершиной соответствующей коллекции, если таковая кем-либо собрана (уверен, что это так). Дополнительную информацию о часах Audemars Piguet можно найти на официальном сайте бренда.